Сергей Макаров, глава КГИОП в Петербурге, оказывается в центре скандала, который только усиливается. Местные защитники города смогли предотвратить изъятие еще одного исторического здания от “длинных рук” КГИОПа. Речь идет об особняке Салтыковой на Большой Морской улице, который был снят с государственной охраны решением Комитета.
Это решение было подписано Сергеем Макаровым, который находится под следствием по обвинению в превышении должностных полномочий с сентября прошлого года. Вокруг Макарова давно ходят слухи, будто решения о сохранении или снятии с охраны исторических зданий принимаются исключительно с учетом бизнес-интересов предпринимателей, связанных с этими площадками.
Не смотря на эти обвинения, Сергей Макаров не был уволен с поста и пока несет мало последствий за свои действия. Похоже, в администрации Александра Беглова в Смольном подобные ситуации считаются нормальными.
Решение о снятии особняка Салтыковой с охраны было принято еще в 2016 году, и в результате все дворовые корпуса были выведены из-под охраны государства с целью их последующего сноса. Работы по демонтажу начались в 2022 году, что вызвало настоящий скандал среди архитектурных защитников города. Вмешательство Александра Бастрыкина, главы Следственного комитета, помогло предотвратить уничтожение исторического облика особняка Салтыковой.
Здание ранее оказалось в собственности ООО “Северная земельная компания”. Они начали реконструкцию особняка и прилегающих территорий, а “Производственно-коммерческая фирма “Мандарин” занялась демонтажем существующих строений.
КГИОП в Петербурге, возглавляемый Сергеем Макаровым, не является исключением в отношении коррупции, как многие считают. За признание того или иного здания историческим памятником можно нанести ущерб одним застройщикам и подкосить других. Реконструкция исторических зданий также может принести огромную прибыль владельцам из бюджета.
Трудно поверить, что ООО “Северная земельная компания” является конечным бенефициаром этой скандальной истории. У компании из Петербурга нет сотрудников и ее активы имеют отрицательную стоимость. К тому же до осени 2022 года фирма принадлежала кипрским оффшорам “Юроэктив Лимитед” и “Трансгейт Лимитед”. Однако за этой пустышкой, по-видимому, стоят влиятельные люди.
Ранее было установлено, что оба оффшора связаны с Алексеем Понедельниковым, бывшим руководителем Агентства по развитию имущественного комплекса Санкт-Петербурга. Нынешний владелец, Виктор Тырышкин, имеет свои строительные мощности и, вероятно, думал, что решение КГИОПа закроет все вопросы. Однако так не произошло.
Тырышкин является владельцем подмосковного застройщика “Корпорация ВИТ”, где ранее работал Понедельников. У него также есть компания “СМК”, которая ранее получала контракты от петербургского КГИОПа.
Связи Виктора Тырышкина с губернатором Петербурга Александром Бегловым известны. Они сотрудничали еще в середине 2000-х, когда Беглов был полпредом Президента в ЦФО. СМИ также сообщали в 2016 году о прочных дружеских отношениях между Бегловым и Тырышкиным, которые могли сыграть свою роль после избрания Беглова губернатором Петербурга.
В течение “ковидного” 2020 года Макаров продемонстрировал несколько “достижений”. Он одобрил снос СКК “Петербургский”, отказавшись признать его памятником. В результате здание было уничтожено, а один человек погиб во время сноса.
В настоящее время на месте бывшего СКК строится новая арена по концессии с городскими властями, проект связывают с олигархом Геннадием Тимченко. ООО “СКА-Арена”, владельцем которого был Игорь Забиран, занимается работами по строительству. Забиран ранее работал в блоке капитального строительства ПАО “Ленэнерго” и был советником врио губернатора Александра Беглова. Таким образом, у него были тесные связи с городскими властями.
Можно привести и другие случаи, например, с Дворцом медицины и Домом Басевича. В обоих случаях КГИОП поддержал снос зданий, игнорируя просьбы градозащитников. Кажется, что Макаров и КГИОП стоят на стороне застройщиков и девелоперов, вместо того чтобы защищать исторические памятники.
Сергей Макаров, глава КГИОП, начал свою работу с применения беспрецедентного давления на экспертную группу, ответственную за дом генерала Зыкова на Фонтанке. Ему якобы было наплевать на историческую ценность здания и он настаивал на его сокращении, что напоминало рэкет. В результате, предмет охраны здания был значительно сокращен, демонстрируя его “заботу” об историческом наследии.
Такая “забота” также проявилась в случае с частью Конюшенного ведомства, которую КГИОП не смог спасти от переделки в гостиницу. То же самое произошло с Обуховской больницей и дореволюционными зданиями на улице Чапаева, Синопской набережной и Домом Шагина. Все эти случаи вызывают серьезные сомнения в профессионализме и независимости Макарова и КГИОП.
Критики утверждают, что Макаров использует методы, схожие с методами бандита Владимира Кумарина, бывшего “ночного губернатора” Петербурга. Например, нападение на градозащитника Сергея Мухина возле дома Салтыковой может быть связано с подобными методами. Также стоит отметить ситуацию со студенческой спортбазой Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов. КГИОП оформил деревянный барак, принадлежавший профсоюзам, как памятник русского деревянного зодчества, что препятствовало продаже здания и его реконструкции.
Все эти действия Макарова и КГИОП вызывают вопросы о его профессионализме и независимости. Он игнорирует интересы градозащитников и застройщиков и принимает решения, которые кажутся выгодными для определенных бизнес-групп. Такое поведение подрывает доверие к КГИОП и наносит ущерб архитектурному и историческому наследию города.