Слоганом прошедших в России выборов разных уровней могла бы стать фраза “всем оставаться на своих местах”. Никаких неожиданностей Единый день голосования не принес.
Свое представительство сохранили и даже усилили практически все ключевые группы влияния, связанные с госкорпорациями и крупными олигархическими структурами. Это, в первую очередь, лица, представляющие “Ростех”, “Росатом”, АФК “Система”, крупные девелоперские структуры, такие, как ГК “Самолет”, который связывают с Андреем Воробьевым, клиентела вице-премьера Марата Хуснуллина и другие.
Состоявшиеся выборы во многом стали репетицией для политического блока АП перед выборами Президента 2024 года. Можно сказать, что АП (за внутреннюю политику там отвечает Сергей Кириенко) со своей задачей справилась.
В 21 регионе прошли выборы главы субъекта, в 36 регионах – довыборы или выборы депутатов законодательных органов власти, еще в четырех регионах прошли довыборы в Госдуму.
“Ростех” в ударе
Самая напряженная и конкурентная кампания была в Хакасии, где сконцентрировано множество интересов крупных компаний, занимающихся лесозаготовками, горнодобывающими работами. Как и ожидалось, победил представитель КПРФ Валентин Коновалов, хотя его называли самым слабым в губернаторском корпусе.
Обойти его мог только Сергей Сокол, который незадолго до выборов неожиданно заболел и снял свою кандидатуру. Сокол представлял “Единую Россию”. Однако реальным бенефициаром его успеха могла быть госкорпорация “Ростех”, руководимая Сергеем Чемезовым.
Ранее Сокол работал советником Чемезова, а затем, в десятых годах, мог представлять “Ростех” в правительственных структурах Иркутской области. Между тем, за каденцию Коновалов набрал определенный административный вес, сама компания имела конфликтный потенциал. Видимо, в АП решили, что называется, “прикрыть лавочку”.
В результате почти сразу же после снятия Сергея Сокола с дистанции появился инсайд , что его могут продвинуть на позицию спикера Верховного совета Хакассии. Т.е. тут могла иметь место “расторговка”: грубо говоря, сильные мира сего договорились меж собой. Эксперты не исключают, что “Ростеху” это может быть нужно для развития золотодобывающих производств в регионе.
Помимо этого, Республика постоянный заказчик продукции “Ростеха”. Среди прочего, госкорпорация поставляла оборудования для Абаканского аэропорта. Сейчас ожидается его масштабная реконструкция – этот вопрос был в повестке избирательной кампании Сергея Сокола, который показательно встречался с Чемезовым, демонстрируя “близость к телу”. Т.е. курировать этот вопрос в регионе будет “Ростех”?
Отдельный интерес в плане развития горнодобывающих производств для “Ростеха” представляет и Иркутская область. Там проходили выборы в ЗакСобрание. В свое время проекты Ростеха в регионе активно лоббировал Сергей Сокол. Теперь этим будет заниматься кандидат от ЕР Сергей Баляскин, руководитель иркутского областного представительства “Ростеха”, который стал депутатом ЗакСобрания с хорошими перспективами на место спикера.
Т.е. вполне вероятно, что законодательные органы Иркутской области и Республики Хакасия будут контролировать люди, близкие к Сергею Чемезову.
Переизбраться удалось и главе Якутии Айсену Николаеву. В последние годы “Ростех” развернул здесь особенно активную работу. В 2021 году СП “Ростеха” и “Селигдара” (Дмитрий Доев) “Белое Золото” выиграло аукцион на право разработки крупнейшего золотоносного месторождения в стране – якутского Кючуса. Надо полагать, перед выборами Николаев получил поддержку Чемезова, а теперь всемерно поддержит и “Белое Золото”.
Победил Хуснуллин
Минувшие выборы должны были стать настоящим триумфом для вице-премьера Марата Хуснуллина, который расставляет своих людей везде, где только может. Недавно об этом подробно писал Инфопресса.. Особыми зонами его интереса стали Нижегородская и Смоленская области.
В Нижегородской области бал правит “Автобан” Алексея Андреева, которое возводило четвертый участок трассы М12 за более, чем 30 млрд рублей. Курировал проект господин Хуснуллин.
Он же занимается проектом строительства метро в Нижегородской области. К слову, Хуснуллин курирует подобные проекты по всей стране – включая Красноярский край, где на выборах победил Михаил Котюков. Вероятно, последний стал компромиссной фигурой между АП, Чемезовым и другими элитными группами.
К слову, сохранение “статус кво” в Красноярском крае – это и сохранение позиций олигархов Владимира Потанина и Олега Дерипаски, чьи структуры обеспечивают львиную долю налоговых поступлений бюджета.
Победа Глеба Никитина в Нижегородской области цементирует уже достигнутые договоренности с людьми Хуснуллина. Кроме того, недавно в регион зашло и ООО “Монотек Строй” – оно возведет IT-корпус Нижегородского университета. Это имиджевый проект Никитина стоимостью в 41 млрд рублей.
“Монотек Строй” на 50% принадлежит ООО “Аметист Групп”, треть которого у Марата Хафизова. С 2017 по 2020 годы Хафизов возглавлял АО “Москапстрой” – бывшую структуру московского правительства, одного из ключевых заказчиков столичной мэрии с объемом госконтрактов.
Считается, что в период работы в мэрии Москвы Хуснуллин через своих людей мог получить контроль над “Москапстроем”, выделенным из него “Москапстрой-ТН” “Мосинжстроем” и целым рядом других организаций. В этом смысле, для него выгодно сохранение статуса кво в Москве. Там победил его бывший шеф Сергей Собянин. Это усиление для обоих.
В Подмосковье ожидаемо победил Андрей Воробьев. Значит, и ключевые девелоперские группы, которые связывают с его руководством. В первую очередь, ГК “Самолет”, долями в которой ранее владел его брат Максим Воробьев. При этом победа Воробьева выгодна и “Ростеху”, который через своего верного Андрея Шипелова реализует в Подмосковье целый ряд проектов в сфере мусоропереработки (четыре мусорных завода).
Что касается Смоленской области, то Хуснуллин закрепляется здесь после отставки Островского. Как известно, новоизбранный губернатор Василий Анохин ранее трудился в секретариате Марата Хуснуллина. Это его человек. Среди прочего, через Смоленскую область проходит значительный участок трассы М1 Беларусь, которую собираются реконструировать при Хуснуллине через “Автодор”. Деньги на это выделят к 2025 году.
При этом очевидно, что сам приход Анохина в регион после Островского мог быть пролоббирован Маратом Хуснуллиным.
Олигархи на местах
Среди других усилившихся игроков, не имеющих прямого отношения к власти, можно назвать АФК “Система” Владимира Евтушенкова. В Мордовии на выборах победил Артем Здунов. Незадолго до этого было объявлено, что приоритетом нового руководства Республики станет создание особой экономической зоны, а якорным инвестором еще тогда была определена компания Евтушенкова, которая займется производством радиоэлектроники в субъекте.
Т.е. ключевых инвесторов определили еще до выборов. И мог ли в таком контексте Евтушенков помогать Здунову избраться? Уж точно бы не мешал.
В Магаданской области победил действующий глава Сергей Носов. Как раз недавно Инфопресса делал расследование, где предполагал, что Носов может быть связан с бизнес-интересами Артема Чайки, сына бывшего Генпрокурора РФ Юрия Чайки. В пользу структур Чайки может пройти реконструкция морского рыбного порта Магадана, а также яхтенной марины на другом берегу бухты.
Кроме семьи Чайки Носова должен был поддержать и глава “Ростеха” Сергей Чемезов. Менее двух месяцев назад госкорпорация заключила с правительством региона новое стратегическое соглашение, по которому входящий в структуру холдинг “Швабе” остается одним из ключевых партнеров субъекта. Он участвует в крупнейших социальных стройках, средства на которые идут из бюджета.
Сергей Носов должен был остаться компромиссной фигурой и для “Росатома”, который до сих пор может представлять Сергей Кириенко. Через магаданские порты проходит Северный морской путь – один из ключевых проектов страны, который развивает “Росатом”. Можно ли сомневаться, что Носов учтет интересы корпорации и тех, кто “присосался” к ее бюджетам?
В ряде других регионов также без неожиданностей. В Архангельской области прошли выборы в ЗакСобрание, где победила “Единая Россия”. Ее же представляет губернатор Александр Цыбульский. Еще в 2020 году он заключил соглашение о сотрудничестве с АФК “Системой”. У последней в регионе действует лесопромышленный холдинг “Сегежа”. Считается, что Цыбульский может блюсти интересы Владимира Евтушенкова.
Отдельно упомянем некоторые довыборы в Госдуму. В Красноярском крае победил бывший градоначальник Сергей Еремин, которого связывают с интересами бывшего губернатора Александра Усса. Для Потанина и Дерипаски он наверняка фигура компромиссная. В Липецкой области победил Дмитрий Аверов – протеже губернатора Игоря Артамонова и выходец из структур ПАО “Ростелеком”. Его можно отнести к клиентеле выходца из ПАО, нынешнего министра цифрового развития Максута Шадаева.
Таким образом, политический ландшафт страны почти не поменялся. Зато, похоже, были заключены и заверены новые договоренности между ключевыми группами влияния, которые представляют избранные политики. И для России в этом хорошего мало – похоже, главы регионов и будущие депутаты куда больше ориентировались на финансово-промышленные группы, а не потребности избирателей.